Воскресенье, 23.09.2018, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Катализатор - его проблемы и что можно и нужно делать.



     

    1. Что такое катализатор?

    Катализатор - это элемент выхлопной системы автомобиля, который предназначен для дожигания выхлопной смеси до экологически чистых. Катализатора расположен либо на приемной трубе, либо сразу после нее. Впервые каталитические нейтрализаторы, в просторечии катализаторы отработавших газов, появились в начале 70-х. Толчком к их появлению стали постоянно растущие требования "зеленых" к снижению выбросов токсичных веществ в окружающую среду. В течение всего периода существования конструкция катализатора остается практически неизменной и представляет собой корпус из нержавеющей стали, в котором находится сердцевина с многочисленными трубчатыми порами (сотами). Сердцевина изготавливается из керамики, а все соты покрываются очень тонким слоем специального вещества - катализатора (2-3 грамма вещества-катализатора наносится на соты керамической сердцевины площадью 20 тыс. м2). Из курса школьной химии мы знаем, что катализатор - это ускоритель химической реакции окисления, непосредственно в ней не участвующий. Именно этот принцип и используется для нейтрализации токсических веществ в отработавших газах автомобиля, в результате чего в атмосферу вместо токсичных окиси углерода (СО), окиси азота (NOx) и углеводорода (СН) попадают безвредные вода (H2O), углекислый газ (CO2) и чистый азот (N2).



     

    Наиболее подходящим химическим элементом для использования в автомобиле в качестве катализатора стал довольно дорогостоящий металл - платина. Основное достоинство этого металла - возможность противостоять соединениям серы, от воздействия которых разрушаются другие химические элементы-катализаторы. Для нейтрализации большего числа химических соединений, находящихся в отработавших газах, в каталитический слой нейтрализатора к платине добавляют палладий и редкоземельный элемент родий. В таком виде нейтрализаторы наиболее распространены. Наилучшие показатели эффективности "очистки" достигаются при температуре каталитической поверхности 600-800 0С. Поэтому для более быстрого достижения оптимальной рабочей температуры эти активные фильтры располагают как можно ближе к выпускному коллектору или делают специальные подогреваемые катализаторы.



     

    Катализатор является не только технологически сложным устройством в изготовлении, но и в процессе эксплуатации требует определенных условий. Прежде всего, чтобы получить все вышеописанные характеристики катализатора необходимо обеспечить подачу в цилиндры нормальной горючей смеси с соотношением "воздух -топливо" 14,5 ± 0.1. Если же это требование не выполняется, то об эффективной работе этого устройства не может быть и речи. При использовании карбюратора выполнение этих условий практически невозможно, поэтому на автомобили с карбюраторами катализаторы не устанавливаются.



     

    Наиболее подходящим "напарником" катализатора отработавших газов стали системы питания, в которых топливо подается путем впрыска и регулируется электроникой. Для того, чтобы электронный блок управления подачей топлива определял количество необходимого для полного сгорания топлива не в слепую, в систему выпуска отработавших газов установлен "лямбда-зонд" (-зонд) или, как его еще называют, кислородный датчик. Такая схема нейтрализации называется с "обратной связью". Стоит заметить, что некоторые автомобили с катализаторами начала восьмидесятых этого датчика не имели. Лямда-зонд определяет коэффициент избытка воздуха в отработавших газах, а его работа основана на электрохимической реакции, протекающей при взаимодействии отработавших газов с чувствительным элементом зонда. Результат реакции в виде электрических сигналов передается управляющей электронике.



     

    Некоторые современные автомобили в системе выпуска отработавших газов имеют два лямбда-зонда. Один устанавливается у входа в катализатор, другой - на выходе. Сравнивая показания двух датчиков, бортовой компьютер определяет работоспособность (исправность) катализатора и в случае его поломки информирует об этом водителя через сигнальную лампу на панели приборов.



     

    Признаки отказа катализатора



     

    Катализаторы выходят из строя в основном по двум причинам: либо когда после длительного периода эксплуатации в нем разрушаются каталитический слой или сама керамика; либо когда из-за нарушений правил эксплуатации происходит оплавление керамической сердцевины или соты забиваются сажей. В первом случае видимых изменений характеристик работы двигателя практически нет, повышается только содержание вредных веществ в отработавших газах. Совсем по-другому обстоит дело в случае, когда снижается пропускная способность керамической сердцевины, что закономерно влечет за собой существенное снижение мощности и увеличение расхода топлива.



     

    Определение работоспособности катализатора необходимо начинать с проверки лямбда-зонда, который ввернут в трубу системы выпуска отработавших газов в непосредственной близости к двигателю или на входе у катализатора. Если лямбда-зонд неисправен, то на блок управления подачей топлива передается обманчивый сигнал об избытке или нехватке кислорода, что соответственно вызывает обогащение или обеднение горючей смеси. Вследствие этого двигатель теряет мощность, коптит, работает с перебоями, а то и вообще отказывается работать и запускаться. Проверить работоспособность кислородного датчика можно только на СТО, где есть специальное диагностическое оборудование для тестирования бортового компьютера. Собственными силами можно только удостовериться, нет ли обрыва провода в электросети автомобиля. Обрыв цепи лямбда-зонда в большинстве случаев блок управления распознает как сигнал обогащения горючей смеси. Поэтому если вы обнаружили, что из выхлопной трубы выходит много дыма, то первоначально следует проверить состояние электрической цепи "лямбда-зонд - бортовой компьютер". Если в процессе тестирования работы лямбда-зонда и других датчиков и систем двигателя неисправностей не обнаружено, то, вероятней всего, проблемы вызваны собственно катализатором.



     

    Особенности эксплуатации катализатора



     

    Попадая на просторы СНГ катализаторы, как правило, вызывают у автовладельцев немало проблем. Происходит это по причине несоблюдения определенных правил эксплуатации автомобиля, которые заключаются в следующем:            заправлять автомобиль необходимо только неэтилированным бензином, так как тяжелый металл свинец, находящийся в этилированном бензине, разрушает керамическую сердцевину катализатора;

                запуск двигателя с "толкача" или на буксире нежелателен, так как попадающее в катализатор несгоревшее топливо может привести к его перегреву и соответственно выходу из строя (дешевле купить новый аккумулятор);

                если двигатель не запустился после двух-трех попыток, необходимо сделать длительную паузу, чтобы скопившееся на поверхности устройства топливо успело испариться;

                если при устранении неисправностей электрооборудования требуется включить зажигание, во избежание попадания топлива в выхлопную систему и катализатор необходимо отключить реле питания топливного насоса;

                на работающем двигателе нельзя проверять наличие подачи тока высокого напряжения на свечи зажигания, снимая с них наконечники высоковольтных проводов, так как топливо из неработающего при этом цилиндра попадает в катализатор;

                перед установкой на автомобиль катализатора, которого ранее не было, при работе двигателя на неэтилированном бензине следует правильно выставить угол опережения зажигания;

                повышается вероятность выхода из строя катализатора из-за выброса в систему выпуска порции несгоревшего топлива в случае появления перебоев в работе двигателя, которые возникают, как правило, из-за отказа одной из свечей зажигания, пробоя высоковольтного провода;

                выходу из строя катализатора способствует и сгорание масла в камере сгорания. Случается это, когда двигатель начинает потреблять много масла, что говорит об износе цилиндро-поршневой группы, залегании маслосъемных колец. Образовавшийся вследствие сгорания масла угар, попадая в катализатор, забивает его соты, значительно снижая пропускную способность и вызывая снижение мощности и повышенного расхода топлива.



     

    Если катализатор вышел из строя



     

    Наиболее распространенный у нас метод решения проблемы отказавшего катализатора - использование "услуг лома". С помощью этого древнего орудия труда наши автолюбители без особых проблем пробивают керамику катализатора, открывая отработавшим газам свободный выход в атмосферу. На работу двигателя такое мероприятие оказывает только положительное воздействие - повышается мощность, снижается расход топлива. Что касается содержания вредных веществ в отработавших газах, то они не превышают установленных у нас законодательством не очень жестких по современным меркам норм. При осуществлении этой операции следует быть очень осторожным, чтобы не оторвать лямбда-зонд, стоимость которого не такая уж маленькая (200 -700 грн.).



     

    Если удалить из системы выпуска катализатор, то и потребность в лямбда-зонде отпадает, так как не требуется поддерживать определенный состав отработавших газов. Поэтому в некоторых мастерских по ремонту электронного оборудования современных иномарок, где работают высококвалифицированные специалисты и есть все необходимое оборудование, могут перепрограммировать бортовые компьютеры автомобилей для работы без лямбда-зонда.



     

    Заменяют неработающий катализатор как на фирменных, так и обычных СТО. Что касается стоимости этой операции в фирменном сервисе, то, например, на автомобили "Фольксваген" катализаторы стоят в среднем 3000 грн., стоимость замены - от 70 грн., а стоимость "хирургического" удаления - 230 грн. Для "Мерседес" Е-класса катализатор вместе с глушителем стоит 5300 грн., стоимость замены 190 грн., а для его удаления владельцу придется выложить 1100 грн. Несколько дешевле обойдется замена катализатора на обычных СТО, однако при этом заниматься его поиском вам придется самостоятельно. Так что если вы желаете, чтобы катализатор в вашем автомобиле все-таки работал, дешевле обойдется не нарушать правила его эксплуатации. Стоит отметить, что не в каждом автомобиле можно удалить катализатор без проблем. В некоторых иномарках, особенно новых, для этого требуется даже снимать агрегаты.



     

    Ресурс каталитических нейтрализаторов отработавших газов, согласно опыту их эксплуатации, у нас колеблется в довольно широком интервале - от 30 до 150 тыс. км. Зависит это прежде всего от качества и сорта используемого топлива. Так что стоит еще раз подсчитать, на чем выгодней экономить - на качестве топлива или катализаторе.



     

    2. Почему говорят, что в Украине катализаторы долго не "живут"?

    К сожалению, это действительно так. Нормы украинского бензина на наличие тетраэтилсвинца губительны для катализаторов. Тетраэтилсвинец быстро осаживается на стенках сот, пропускная способность катализатора и его фильтрующие свойства сильно ухудшаются.



     

    3. У меня начал "тупить" автомобиль. Что это может быть?

    Одной из причин этого может быть "забитый" катализатор. Представьте, что вы забили выхлопную трубу тряпкой. Со временем, пропускная способность катализатора ухудшается и выхлопным газам создается серьезное противодавление в районе катализатора. Это ограничивает работу двигателя и ведет к потере мощности автомобиля.



     

    4. Появился дребезжащий звук под водительским сидением. В чем может быть проблема?

    Когда катализатор забился, наступает следующая стадия разрушения катализатора. Керамические соты под давлением начинают прогорать по периметру и через некоторое время куски керамики начинают болтаться в корпусе, создавая дребезжащий звук. Также разрушение катализатора в корпусе возможно от удара - керамические соты очень хрупкий материал.



     

    5. Оригинальный катализатор очень дорогой. Что можно поставить вместо него?

    Да, действительно, стоимость нового штатного катализатора начинается от 200 евро, а если их у Вас два или четыре? (к примеру по словам владельца автомобиля Порш Каен на спец сервисе Порш один оригинальный катализатор стоит 31000грн.) Тут возникает достаточно серьезная финансовая проблема. При этом на катализаторы никто не дает гарантию, а он может выйти из строя достаточно быстро. Поэтому есть другие более бюджетные варианты. Можно поставить вместо катализатора либо пламегасители, либо универсальные катализаторы.



     

    6. Что такое пламегаситель и чем он отличается от катализатора?

    Пламегаситель - это деталь выхлопной системы, выполняющая роль первичного глушителя. Для того, чтобы понять, как можно использовать пламегаситель, нужно рассмотреть, какую работу выполняет катализатор. У него две функции - он дожигает смесь до экологически чистых норм и разбивает первичный поток газов, которые идут из коллектора, для нормальной работы основного резонатора. Вот пламегаситель выполняет именно вторую задачу. Применение пламегасителя вместо катализатора в Украине, возможно - это разрешено нашими нормами по выхлопным газам.



     

    7. Как правильно подобрать пламегаситель для замены катализатора?

    Вообще существуют, два принципиальных варианта замены катализатора на пламегаситель. Первый - установка универсального пламегасителя, используется для автомобилей объемом менее 2л. На таких автомобилях конструкции универсального пламегасителя достаточно для замены катализатора. Для автомобилей свыше 2л., универсальные пламегасители работают более громко и не очень хорошо. Поэтому для таких автомобилей изготавливается индивидуальный пламегаситель.



     

    8. Можно ли просто вырезать катализатор и поставить вместо него прямую трубу?

    Нет, это неправильно. Это приведет к быстрому износу основного резонатора. Так как катализатор выполняет еще роль предварительного резонатора. (см. предыдущий вопрос). Поэтому обязательно нужно поставить либо пламегаситель, либо другой катализатор.



     

    9. Что делать если у меня 2 датчика лямбда-зонда. Можно ли заменить катализатор?

    На автомобилях до 2000 года выпуска, второй датчик чисто информационный, поэтому возможна установка пламегасителя без осложнений. На более свежих автомобилях компьютер уже настроен на систему выпуска согласно критерия Евро-4, и при несоответствии выхлопных газов выдает ошибку check engine. В этом случае возможны два варианта решения этой проблемы:

    1. Установка универсальных катализаторов, соответствующих евро-4

    2. Либо установка пламегасителей, и контроллера датчика лямбда-зонда  в народе прозван как Эмулятор катализатора.

    В чем плюсы и минусы каждого варианта. В первом случае это невозможность дать гарантию, что катализатор опять не выйдет из строя через полгода. Но при нормальной эксплуатации он будет служить 100-120 т.км. Случае установки контроллера единственный минус это повышеный выброс СО, плюс то что цена одного контролера  - 550 грн. установка 150-200 грн. Это гараздо дешевле чем установить катализатор, а также следует отметить, что в случае удаления катализатора ошибка больше никогда не появится. разве что если электронный контролер выйдет из строя. Гарантия на наш Эмулятор Катализатора два года.



     

    10. У меня Passat 3,2 с 4-мя катализаторами. Обязательно ли менять все катализаторы сразу или можно по одному?

    Похожая система стоит практически на всех современных моделях с V-образным двигателем. Если разрушился один катализаторов, можно выполнить замену только двух верхних или нижних катализаторов. Но чаше всего это нецелесообразно, так как если вышел из строя один из катализаторов, то остальные уже находятся в похожем состоянии. Один катализатор менять нельзя, будет создаваться разное противодавление с двух сторон, что вредно для двигателя.



     

    11. Почему катализаторы такие дорогие?

    Для производства катализатора используются драгметаллы - палладий, родий, платина. Поэтому стоимость катализатора очень высока. Только в Европе использованный катализатор принимается взаимозачетом. К сожалению, у нас в стране это не практикуется.



     

    12. Существуют ли штатные пламегасители вместо катализатора?

    Да на наиболее популярные модели существуют уже готовые штатные замены катализаторов на пламегасители.



     

    13. Сколько стоит установка пламегасителя?

    Стоимость установки пламегасителя зависит от автомобиля. Средняя стоимость варьируется от 20 до 100 евро.



     

    14. Какой фирмы пламегаситель лучше выбирать?

    Сейчас на рынке существует большое количество пламегасителей различных фирм и стран. Но на этом фоне четко выделяются два производителя РУД Экзост и Mg-race, которые изготавливают большой ассортимент пламегасителей из нержавеющей стали, которые удовлетворяют практически любому автомобилю.



     

    15. Где можно установить пламегаситель?

    В огромном количестве сервисов, которые занимаются установкой и ремонтом глушителей. А можно и у нас на СТО «Глушитель» специализированный автосервис по ремонту выхлопных систем.



     



     

    Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz